Признаки неблагополучия
Типичный обладатель синдрома СДВГ – это «вождь краснокожих» из рассказа
О’Генри. Но кроме излишней двигательной активности у него наблюдаются:
- вегетативные
расстройства: нарушения сна, мраморность кожи, излишняя потливость,
сухость и тусклость волос, признаки кожного диатеза…
- проблемы
с аппетитом: то ребенок прожорлив и ест все подряд, то, наоборот,
отказывается от еды;
- нестабильность
веса: он то прибавляет в весе, мало питаясь, то худеет, несмотря на
повышенный аппетит.
Дефицит внимания у ребенка с СДВГ – настоящий бич. Сосредоточить его больше,
чем на 3-5 минут, удается с трудом. Но эти 3-5 минут могут быть продуктивными,
если ребенку дать интересное задание и, главное, работать вместе с ним.
Гиперактивные дети жаждут внимания, навязчивы, встревают в разговоры взрослых,
перебивают собеседников, не соблюдают правил игры… Дети отказываются общаться с
ними, вызывая тем самым у «вечных живчиков» раздражение, ревность, зависть.
Агрессивен или несдержан?
Гиперактивных детей часто обвиняют в агрессивности. Но они скорее импульсивны.
Такой ребенок может налететь, пихнуть, повалить, разрушить, но это не
целенаправленная агрессия. Таким детям не свойственна зависть, жадность. Они,
наоборот, готовы дружить. Хотя дружба у них поверхностна: они не умеют терпеть,
жертвовать.
В каком возрасте проявляется СДВГ?
Порой даже внутриутробно. Повышенная подвижность плода, особенно в ночное
время, может указывать на будущую гиперактивность ребенка. Часто
гиперактивность проявляется в первый год. Младенец с трудом выдерживает
пеленание, очень подвижен и во время сна, и во время бодрствования. Но явно
гиперактивность видна в первый школьный год, когда все дети могут высидеть
урок, а наш живчик – нет.
В чем причина?
Есть версия, что гиперактивность вызвана гипоксией плода, которая возникает при
неправильном питании беременной женщины, курении, стрессах, большой физической
нагрузке, при заболевании вирусной инфекцией.
Еще одна версия – генетическая. Ее сторонники утверждают, что у гиперактивных
нарушены дефаминовые и серотониновые процессы в нервной системе в результате
поражения генных структур.
И, наконец, влияние социальных факторов. Современный мир не учитывает
особенностей развития мальчиков. Им от природы свойственны бо´льшая
двигательная и познавательная активность, бо´льшая, чем девочкам,
любознательность и при этом – какое-то время – бо´льшая поверхностность
внимания. Воля у них формируется медленнее, чем у девочек.
Двигательная расторможенность у мальчиков нередко бывает реакцией на подавление
их активности. А подавление это связано с тем, что в современном мире
преобладает женский тип воспитания. Женщины в семье, в детском саду, в школе
вольно или невольно навязывают мальчикам свою психологию, свои модели
поведения.
Что делать родителям?
Прежде всего обратиться к невропатологу, который поможет избавиться от
последствий перинатальной патологии, пропишет успокоительные микстуры, массаж.
Не надо сдерживать активность младенца. Распеленайте его, дайте ему возможность
свободно двигать ручками и ножками.
Мальчикам надо предоставить возможность выплескивать энергию, но в то же время
приучать их к осмысленным двигательным занятиям: плаванию, танцам, бегу, игре в
мяч. Главное – с таким ребенком правильно обращаться. Не надо его усаживать: он
может слушать сказку и на ходу. Не нужно ставить в угол, для него это ужасное
наказание. Физически наказывать тоже бесполезно. Ругань, крики, подзатыльники
на детей с СДВГ не действуют. Наоборот, они будут вести себя еще хуже.
Стараясь удержать его внимание, используйте простые поощрения: конфетку,
кусочек печенья. Награда должна быть символической, но она нужна. Гиперактивный
ребенок не умеет предвидеть последствия своих поступков.
А если хорошие дела подкрепляются поощрениями, ребенок на условно-рефлекторном
уровне усваивает правильные модели поведения. Причем он должен чувствовать, что
взрослый как бы играет с ним в хорошее поведение.
Постепенно от материальных поощрений надо переходить к словесным. Дети с СДВГ
плохо управляемые, но эмоционально не тупые, наоборот, чувствительные. Они
способны понять, что обидели кого-то, раскаяться. Апеллируя к их природной
доброте, используя в качестве стимула ласку, нужно приучать их к поведению,
принятому в обществе.
Лекарство – спорт
В школьном возрасте гиперактивным детям необходима спортивная нагрузка. Полезны
занятия, помогающие тренировать волю: карате, ушу. Командные виды спорта типа
футбола тоже хороши, но для ребенка постарше. В младшем школьном возрасте
гиперактивные дети плохо усваивают командные правила.
Подростки
К 12-13 годам двигательная расторможенность уходит и без лечения. Однако
проявляется другая проблема: гиперактивный ребенок уже научился обращаться с
обществом так, как общество обращалось с ним. Поведение его становится
асоциальным: появляется склонность ко лжи, воровству, побегам из дома… Воля не
сформирована, поэтому такие подростки – легкая добыча для криминальных
структур.
Подросткам, страдавшим в детстве СДВГ, необходим бо´льший родительский
контроль, чем их здоровым сверстникам. И в то же время такой ребенок должен
чувствовать себя в семье любимым. Получая моральное вознаграждение за хорошие
поступки, гиперактивные дети воздают сторицей.
Прогноз на будущее
Какие профессии больше подходит таким людям?
Им по душе работа, связанная с беготней: курьер, коммивояжер, рекламный или
страховой агент. С повышенным вниманием окружающих: актер, танцор… С
путешествиями: фотокорреспондент… Они могут стать хорошими организаторами. Если
только не дать им пойти по кривой дорожке.
Личное мнение
Вилли Токарев: "У меня японская система воспитания детей. Какими бы
суматошными они ни были, я ничего им не запрещаю. Табу накладывается только на
то, что вредит их здоровью. Если родители будут расставлять запреты, это
переломит – характер ребенка. К тому же дети – народ очень впечатлительный.
Результат я вижу по дочери и сыну: они очень талантливые. Им нравится музыка,
пускай ею занимаются. Дочери 9 лет, она участвует в моих концертах, поет
бэк-вокалом. Думаю, и сын, как подрастет, тоже будет ей подпевать." Дата
публикации: 19 Сентября 2008
Автор статьи: Татьяна Шишова
Посетите сайт
И еще сайт для занятий
|