ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПоступление
в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни
ребенка — начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью
которого становится учебная деятельность. Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта
в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою
очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в
регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7–8 лет обычно мыслит
конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных
операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к
обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено
школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы,
сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать
простые закономерности. Если учащиеся 1–2-го класса выделяют прежде
всего внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает)
или его назначение (для чего он), то к 3–4-му классу школьники уже
начинают опираться на знания, представления, сложившиеся в процессе
обучения. Младший школьник в своем развитии идет от анализа
отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между
предметами и явлениями. Последнее есть необходимая предпосылка понимания
школьником явлений окружающей жизни. Особые трудности возникают у
учащихся в понимании причинно-следственных связей. Младшему школьнику
легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к
причине. Это и понятно: от причины к следствию устанавливается прямая
связь, рассмотрение же фактов в обратном порядке предполагает анализ
самых разных причин, что ребенку зачастую еще не под силу. Развитие теоретического мышления,
т.е. мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего
школьного возраста рефлексии (исследование природы самих понятий),
которая преображает познавательную деятельность и характер отношений к
другим людям и к самому себе. Под влиянием обучения память развивается в двух направлениях: — усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным); —
ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и
регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). В
связи с относительным преобладанием первой сигнальной системы у младших
школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют
в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем
определения и объяснения. Они склонны к запоминанию путем механического
повторения, без осознания смысловых связей. Они часто заучивают текст
дословно! Это объясняется тем, что младший школьник не умеет
дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в
общих чертах, — этому надо учить). Он еще плохо владеет речью, ему
легче заучить все, чем воспроизводить текст своими словами. Дети еще не
умеют организовывать смысловое запоминание: разбивать материал на
смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять
логический план текста. К переходу в среднее звено у учащегося должна
сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла,
существа материала, доказательства, аргументации, логических схем
рассуждений. Очень важно научить школьника правильно ставить цели
для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность
запоминания. Если ученик запоминает материал с определенной установкой,
то этот материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится
точнее. У мальчиков и девочек младшего школьного возраста есть
некоторые различия в запоминании. Девочки умеют заставить себя,
настроить на запоминание, их произвольная механическая память лучше, чем
у мальчиков. Мальчики оказываются более успешными в овладении способами
запоминания, поэтому в ряде случаев их опосредованная память
оказывается более эффективной, чем у девочек. В процессе обучения восприятие
становится более анализирующим, более дифференцированным, принимает
характер организованного наблюдения; изменяется роль слова в восприятии.
У первоклассников слово по преимуществу несет назывную функцию, т.е.
является словесным обозначением после узнавания предмета; у учащихся
более старших классов слово-название является скорее самым общим
обозначением объекта, предшествующим более глубокому его анализу. В
развитии восприятия велика роль учителя, который специально организует
деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять
существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из
эффективных методов развития восприятия является сравнение. Восприятие
при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается. Возможности волевого регулирования внимания
в младшем школьном возрасте ограничены. Если старший школьник может
заставить себя сосредоточиться на неинтересной, трудной работе ради
результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно
может заставить себя упорно работать лишь при наличии «близкой»
мотивации (похвалы, положительной отметки). В младшем школьном
возрасте внимание становится концентрированным и устойчивым тогда, когда
учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у
школьника эмоциональное отношение. Изменяется содержание внутренней позиции
детей. Она в переходный период в большей степени определяется
взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом
возрасте появляются притязания детей на определенное положение в
системе деловых и личностных взаимоотношений класса, формируется
достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. На
эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять
то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в
учебе и отношения с учителями. Существенные изменения происходят в
нормах, которыми регулируются отношения школьников друг другу. Если в
младшем школьном возрасте эти отношения регламентируются в основном
нормами «взрослой» морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением
требований взрослых, то к 9–10 годам на первый план выступают так
называемые «стихийные детские нормы», связанные с качествами настоящего
товарища. При правильном развитии школьников две системы требований —
к позиции ученика и позиции субъекта общения, т.е. товарища, — не
должны противопоставляться. Они должны выступать в единстве, в противном
случае вероятность появления конфликтов и с учителями, и со
сверстниками достаточно велика. В начале обучения самооценка
школьника формируется учителем на основе результатов учебы. К окончанию
начальной школы все привычные ситуации подвергаются корректировке и
переоценке другими детьми. При этом во внимание принимаются не учебные
характеристики, а качества, проявляющиеся в общении. От 3-го к 4-му
классу резко возрастает количество негативных самооценок. Недовольство
собой у детей этого возраста распространяется не только на общение с
одноклассниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического
отношения к себе актуализирует у младших школьников потребность в общей
положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего
взрослыми. Характер младшего школьника имеет
следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно
действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина —
возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность
воли — школьник 7–8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную
цель, упорно преодолевать трудности. Капризность и упрямство
объясняются недостатками семейного воспитания: ребенок привык, чтобы все
его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство —
своеобразная форма протеста ребенка против тех требований, которые ему
предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, чего «хочется»,
во имя того, что «надо». К окончанию начальной школы у ребенка
формируются: трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность.
Постепенно развиваются способность к волевой регуляции своего
поведения, умение сдерживаться и контролировать свои поступки, не
поддаваться непосредственным импульсам, растет настойчивость. Ученики
3–4-х классов способны в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение
мотиву долженствования. К окончанию начальной школы изменяется отношение к учебной деятельности.
Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной
деятельности (первоклассники могут увлеченно и старательно делать то,
что им в жизни никогда не пригодится, например срисовывать японские
иероглифы). Затем формируется интерес к результату своего труда: мальчик на улице впервые самостоятельно прочитал вывеску, был очень рад. После возникновения интереса к результатам учебного труда у первоклассников формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания. Формирование
интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано
с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А
стимулирует это чувство одобрение учителя, взрослого, подчеркивание
даже самого небольшого успеха, продвижения вперед. В целом за время
обучения ребенка в начальном звене школы у него должны сформироваться
следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; он
должен успешно освоить программу; у него должны быть сформированы
основные компоненты деятельности; кроме этого должен появиться
качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и
одноклассниками.
|